Как идет бизнес Рината Ахметова после потери «Криворожстали»
КОМАНДА Изначально бизнесом Рината Ахметова управляла компания «Систем Кэпитал Менеджмент» (СКМ), доля самого магната в которой составляет 90%, а еще 10% принадлежит его супруге Лилии. СКМ контролирует более 90 коммерческих структур самого разного профиля: Донгорбанк, две страховые компании, сеть АЗС «Гефест», гостиницы, издательский дом «Сегодня», телерадиокомпанию «Украина», операторов сотовой и фиксированной связи, пивоваренную группу «Сармат», футбольный клуб «Шахтер» и другие. Становой хребет всей империи — группа металлургических предприятий, в том числе третий по величине на Украине комбинат «Азовсталь» в Мариуполе. Около двух лет назад СКМ начала консолидацию активов по отраслям, с тем чтобы повысить управляемость дочерних компаний и подготовить некоторые из них к IPO. Энергетическим бизнесом Ахметова теперь управляет Донбасская
Пост гендиректора новой структуры получил
Производство и продажи Сырый доверил целой команде
Зачем «Метинвесту» столько российских «варягов»? Украинский бизнес в своем развитии отстает от российского на
СТРАТЕГИЯ Намечая шаги по выполнению поставленной задачи, Игорь Сырый велосипеда изобретать не стал. «Стратегия развития компании, — говорит он, — в том, чтобы нарастить объемы производства стали именно на Украине и стать лидером в СНГ по себестоимости, расширив ассортимент продукции и повысив ее качество». Существенных рокировок среди руководства компании, по мнению гендиректора «Метинвеста», уже не будет. Менеджеры предприятий, утверждает Сырый, начали мыслить на уровне группы, а не отдельных заводов. Те же «Азовсталь» и Енакиевский завод, которые раньше существовали фактически как самостоятельные государства, договариваются о кооперации. Например, себестоимость так называемого переката слитков в Енакиеве дешевле, чем в Мариуполе, и теперь слитки с «Азовстали» перекатывают не на родном комбинате, а на ЕМЗ. На каждой тонне, по словам Cырого, удалось сэкономить $20, а всего за год экономия составила более $1 млн.
Но это копейки. Главная проблема «Азовстали» и всего холдинга — нехватка мощностей, позволяющих выпускать продукцию с высокой добавленной стоимостью. Предприятия продают в основном полуфабрикаты или сырье в виде так называемых окатышей. На “Азовсталь” еще в 2003 г. пригласили консультантов MсКinsey для разработки долгосрочной стратегии развития комбината. Но вместо комплексного решения проблем, на что требовалось около $1,5 млрд капвложений, ограничились одним направлением стоимостью $380 млн — увеличили мощности по выпуску недорогих полуфабрикатов (слябов). «Хотелось бы иметь более масштабное развитие», — говорит новый гендиректор Дмитрий Лившиц. По его мнению, на «Азовстали» нужно бы применить опыт высоких переделов Магнитки.
Четыре года назад команду
Несбалансированность продуктовой линейки ударила и по Енакиевскому заводу, который, по признанию Игоря Сырого, по итогам 2005 г. был самым убыточным во всей группе. По оценке «
По мнению инвестаналитика “
РЕСУРСЫ Рентабельность, а следовательно, и стоимость украинских заводов очевидно снизятся, если резко вырастут цены на энергоресурсы, в том числе газ. "Метинвесту" еще повезло: благодаря близости заводов Ахметова к российско-украинской границе 1000 м3 природного газа ему обходится в $160 при $130 на границе. Кроме того, компания в прошлом году потратила $460 млн, а в этом собирается израсходовать еще $790 млн на внедрение новых технологий выплавки стали, которые снизили бы зависимость от цен на газ, занимающих сегодня, к примеру, в себестоимости продукции "Азовстали" 6-7%. В дальнейшем заводы планируется переводить на уголь путем внедрения так называемой технологии пылеугольного вдувания.
Удовольствие недешевое, и эффект от него неочевиден. Строительство установок только для Енакиевского завода может обойтись в $100 млн, говорит гендиректор предприятия Александр Подкорытов. До конца года для Енакиева и "Азовстали" предполагается разработать ТЭО для внедрения новой технологии. Экономический эффект от нее, по словам Подкорытова, наступает при ценах на газ $240-250 за 1000 м3. Если они вырастут до таких величин в 2009 г., когда должны заработать новые установки, — "Метинвест" выиграет. Однако Сырый высказывается о плюсах перехода на уголь осторожно: "Здесь же вопрос стоимости угля, кокса, размера инвестиций. Так что сложно сказать". Весь проект потребует $400 млн инвестиций, а нужно учесть, что опыта работы по новой технологии на Украине пока ни у кого нет.
С коксом тоже проблема — его нужно слишком много, да к тому же импортного. Для изготовления 1 т чугуна на украинском заводе требуется порядка 550 кг кокса, тогда как в Японии — 300 кг. Около 60% коксующегося угля "Метинвест" закупает сегодня на стороне, на Украине и в России, и, несмотря на наличие программ по увеличению доли собственного угля, импорт сохранится и в будущем — поскольку украинские угли невысокого качества. По словам Сырого, "Метинвест" не собирается участвовать в приватизации украинских угольных шахт, зато рассматривает возможность покупок месторождений в Австралии. Повысить эффективность импорта угля должны помочь и терминалы в Севастопольском порту, которые "Метинвест" выкупил в декабре прошлого года у ливанского бизнесмена Рафика Дау Булоса. Не раскрывая суммы сделки (независимая экспертная оценка — $280 млн), Сырый говорит, что она окупится через 5-6 лет, только нужно еще довложить $50 млн, чтобы увеличить грузооборот порта втрое, до 6 млн т в год.
ПЕРСПЕКТИВА
Формально "Метинвестом" владеют голландская компания Metinvest B. V. (20%) и холдинг Рината Ахметова СКМ (80%). При этом 100% Metinvest B. V. принадлежит System Capital Management (Кипр). К 2008 г. Metinvest B. V. должна стать собственником не менее 80% всех акций предприятий Ахметова, а затем на нее переведут все 100% его металлургических активов. Акции голландской компании, видимо, и будут выводиться на биржу. По похожей схеме размещались за рубежом российские металлургические компании — "Северсталь", "Евраз".
Ахметов копирует наш опыт не от хорошей жизни. Перевод предприятий "Метинвеста" на единую акцию в ближайшие четыре года невозможен: еще не по всем заводам истек срок выполнения инвестобязательств, взятых компаниями Ахметова при приватизации. Эти ограничения, а также акционерное законодательство, практически не защищающее миноритариев, значительно снижают привлекательность именно украинских компаний. "Я не куплю ни одной акции никакой украинской компании. И никому не советую", — заявил Виктор Пинзеник, министр финансов Украины в правительствах Юлии Тимошенко и Юрия Еханурова, а ныне глава партии "Реформы и порядок".
С точки зрения стабильности бизнеса, однако, "Метинвест" на фоне других крупных украинских компаний выглядит неплохо. Сколачивая свою империю, Ринат Ахметов сразу позаботился о ее надежном обеспечении сырьем, приобретая не только сталелитейные, но и угольные, и рудные активы. "Думаю, это был правильный фокус", — говорит Сырый. В отличие от других украинских металлургических компаний (Индустриального союза Донбасса, Мариупольского комбината имени Ильича) "Метинвест" полностью обеспечен собственной рудой. Излишки составляли порядка 30% и до сих пор продавались на сторону — в том числе US Steel и Arcelor Mittal. Но теперь у руководителей компании другие планы: они полагают, что "Метинвесту" лучше использовать свое сырье самому.
В течение ближайших пяти лет "Метинвест" намерен вложить в развитие порядка $4 млрд. "Нам нужны прокатные мощности за рубежом, и мы активно занимаемся поиском целей для поглощения", — рассказывает Сырый. Он утверждает, что зарубежные активы нужны ему не для престижа: "Мы этот уровень переросли". Просто к 2011 г. "Метинвест" собирается увеличить выплавку стали до 11 млн т в год против нынешних 8,6 млн т. А еще через пять лет комбинаты должны выплавлять уже 15 млн т стали, при этом продажи сырья предполагается свести к нулю, а долю полуфабрикатов резко уменьшить. Тогда выручка холдинга может вырасти в 2-3 раза по сравнению с нынешней. Ринату Ахметову и его менеджерам осталось только определить оптимальное соотношение между покупкой готовых прокатных мощностей за рубежом и строительством новых на Украине. Ответ, как ожидается, станет известен не позже чем через три меcяца.
Анастасия Герасимова
Полный текст статьи доступен на сайте делового аналитического еженедельника "Smart Money"